Праздники прошли и многим из нас были подарены подарочные карты и сертификаты. Лозунги магазинов гласят: «Подарочная карта придется по вкусу даже тем, кому сложно угодить».
Но, к сожалению, такой презент не всегда приносит удовольствие и радость своему получателю. Например, лицу, получившему такой подарок, могут быть неактуальны услуги конкретного салона или неинтересны товары, которые предлагаются в этом магазине. Также бывают ситуации, когда одариваемый просто нуждается в денежных средствах.
И самым логичным и идеальным решением в таких ситуациях, оказывается обратиться в пункт выдачи сертификата и его возврат.
Однако возможно ли этого добиться?
Как показывает практика, компании реализующие сертификаты и карты часто сообщают, что:
- Сертификат обмену и возврату не подлежит. Уплаченные денежные средства не возвращаются.
- В случае если цена выбранного товара ниже номинала подарочного сертификата, то остаток денежных средств не выплачивается;
- По истечении срока действия, подарочный сертификат становится недействительным, уплаченные за него денежные средства не возвращаются;
Попробуем разобраться в правовой природе подарочных сертификатов и в вопросе возможности их возврата и получения денежных средств.
В законодательстве такие термины, как «подарочный сертификат» или «подарочная карта» отсутствуют, в связи с этим механизм их реализации и оборота ничем конкретно не регулируется. Поэтому и возникают различные коллизии в регулировании конфликтов между продавцами и владельцами подарочных сертификатов.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обозначила, что подарочный сертификат предоставляется в рамках договора розничной купли-продажи и переданные покупателем продавцу денежные средства являются предоплатой (авансом) за товары и услуги, предлагаемые продавцом.
Подарочный сертификат (карта) по своей природе представляет собой некий документ, который подтверждает исполнение покупателем обязанности по оплате товара и встречное обязательство продавца передать покупателю товар (оказать услугу или выполнить работу). Поэтому признание покупки подарочного сертификата авансом дает достаточно много прав его получателю.
Обладатель сертификата имеет право отказаться от него и требовать возврата денежных средств.
Истребовать деньги можно в том же порядке, что и за другие товары при их возврате продавцу. Закон о «Защите прав потребителей» регулирует все отношения между потребителями и продавцами (исполнителями) при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг:
- Руководствуясь ст.25 Закона о «Защите прав потребителей» можно вернуть сертификат на товар, который, входит в число подлежащих возврату и обмену. Вернуть деньги по этому основанию возможно в течение 14 дней с того момента, как оно было приобретено в магазине.
- В этот же срок и по тому же основанию можно истребовать и получить денежные средства за непродовольственный товар надлежащего качества, подлежащий возврату и обмену, купленный на средства подарочного сертификата, в случае если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
- Если на подарочную карту были приобретены товар или услуги, а они оказались некачественными, у вас есть право вернуть этот товар и получить взамен денежные средства на основании ст. 18 Закона о «Защите прав потребителей».
- Согласно ст. 32 Закона о «Защите прав потребителей» получив в подарок сертификат на оказание услуги, вы также можете от него отказаться и вернуть сертификат в обмен на деньги с вычетом фактических расходов, которые организация понесла при исполнении обязательств.
- Если при покупке был использован не весь оплаченный номинал подарочной карты, то также вправе поставить вопрос о возврате разницы.
- Получить деньги за сертификат можно и в том случае, если срок действия сертификата закончился. В этих двух случаях необходимо ссылаться на ст.1102 Гражданского Кодекса РФ и признавать денежные средства, как неосновательное обогащение.
Для возврата денег необходимо написать заявление на имя продавца о возврате денежных средств, уплаченных за подарочный сертификат. Установленной формы заявление не имеет, однако обязательно следует включить следующие пункты:
- Реквизиты продавца и покупателя.
- Причина возврата. Здесь необходимо указать факты, доказывающие невозможность использования карты. Т.е. необходимо подходящее юридическое основание для возврата. Например, истечение срока действия карты или отсутствие желанных товаров и др.
- Требование, предъявляемые к продавцу. Здесь указывается желание получить деньги или обменять товар, купленный сертификатом.
- Перечислить документы, прилагающиеся к заявлению. Например, копия чека. Отсутствие кассового или товарного чека, не является основанием для отказа в удовлетворении требований.
- Срок, в течении которого владелец подарочной карты по закону имеет право получить ответ от продавца. Закон о защите прав потребителей ограничивает этот срок 10 днями.
Претензию можно направить по почте – заказным письмом с уведомлением либо можно прийти в пункт выдачи сертификата лично и проследить, чтобы факт приема претензии был зафиксирован подписью и печатью организации.
В случае, если в течение 10 дней продавец не исполнил требования, можно обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или же сразу в суд. В исковое заявление включаются те же требования, что и в претензию, но также можно потребовать возмещение судебных расходов, компенсацию морального вреда, а также штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке.
Тема возврата подарочных сертификатов остается актуальной и не до конца понятной? Тогда с удовольствием проконсультируем и поможем решить вашу проблему.
С уважением, Специалисты Группы Компаний «СЭНК».