Медиация

Правовые основы института медиации освещены в ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ. Он был создан с целью бесконфликтного разрешения спорных ситуаций между сторонами в процессе юридических правоотношений из самых разнообразных сфер.

Что такое медиация

Под медиацией понимают метод урегулирования проблемных случаев, основой которого является добровольное согласие контрагентов на достижение консенсуса.

В качестве независимого эксперта, чья деятельность нацелена на выработку взаимовыгодного соглашения, выступает медиатор. Граждане и представители юридических лиц могут пользоваться услугами одного или нескольких медиаторов, обращаться в организации, оказывающие подобные виды правовых услуг.

Принципы медиации

Процесс достижения соглашения при взаимном волеизъявлении лиц требует соблюдения следующих основополагающих принципов:

  1. Добровольность. Выбор данного способа разрешения конфликтов совершается каждым участником спора. Незаконным считается принуждение к примирению. Стороны конфликта могут добровольно выйти из диалога. Ни одно из предложенных решений не является обязательным и приоритетным.
  2. Беспристрастность и независимость медиатора. Помощник не имеет личной и иной заинтересованности в исходе спорной ситуации. Он не вправе принуждать стороны к принятию определенных решений, не принимает позицию одного из участников и не оценивает их действия. Медиатор не имеет полномочий судьи. Он занимается организацией диалога граждан, устраняя соперничество и поддерживая партнерство. Медиатор работает над поиском решения, учитывающего личные и деловые интересы каждой из сторон.
  3. Конфиденциальность. Медиатор, оказывающий услуги гражданам, не вправе разглашать полученные данные третьим лицам без согласия клиентов. Статус секретности имеют мнения контрагентов, готовность к примирению, признания участников дела. Не допускается истребование у медиатора данной информации.
  4. Равноправие сторон. Соглашение, заключенное контрагентами, не должно ущемлять законных интересов граждан и третьих лиц. Переговоры нацелены на достижение взаимовыгодного соглашения. В процессе диалога контрагенты высказывают свои мнения, делают заявления, предоставляют доказательства. Честно и открыто участвуют в переговорах, прилагая необходимые усилия для решения спора.

Область применения

Процедура медиации применяется судом и третейским судом. Соглашение может быть достигнуто на любом этапе судебного рассмотрения дела.

В юридической практике известны многочисленные случаи применения института для решения дел в сфере:

  • Меж- и внутрикорпоративных отношений.
  • Сопровождения бизнес-проектов.
  • Страхования и банковских услуг.
  • Трудовых и семейных отношений.
  • Споров на тему авторских прав и интеллектуальной собственности.
  • Межкультурных отношений.
  • Образования.

Медиативное соглашение

Медиативное соглашение представляет собой вид письменного договора. В нем указывают предмет спора и достигнутые обязательства его участников. Документ исполняется на принципах добровольности и добросовестности.

При достижении соглашения стороны заключают сделку гражданско-правового характера, которая изменяет или прекращает конкретные права и обязанности. Часто в содержании документа прописаны процедуры зачета требования, компенсации ущерба, прощения долга.

Разрешение споровСроки проведения медиации

Сроки достижения соглашения определяются сторонами в соглашении. Законодатель рекомендует предпринимать меры, чтобы окончить процедуру до истечения 60-ти дней. В ряде запутанных ситуаций, где необходимо запросить большой объем данных, период рассмотрения спора увеличивается. Пролонгация происходит по договоренности контрагентов, при условии получения согласия от нанятого медиатора.

Максимальный срок процедуры устанавливается в пределах 180-ти дней. Исключение делается для ситуаций, попавших в ведение суда или третейского суда. Они исследуются в течение 60-ти дней.

 

Медиация завершается, если наступают следующие обстоятельства:

  • Подписано медиативное соглашение.
  • Стороны решили прекратить медиацию до достижения общего решения по разногласиям.
  • Медиатор принял решение о нецелесообразности переговоров.
  • Одна из сторон сообщила медиатору об отказе вести диалог.
  • Закончен период выполнения процедуры медиации.

Услуги медиатора

Помощь компетентного медиатора позволяет гражданам и юридическим лицам оперативно справиться с запутанными конфликтами. Специалист соблюдает Кодекс профессиональной этики. Он проходит программу подготовки, предусмотренную ПП РФ от 3 декабря 2010 года № 969.

Помощь в переговорах оказывает независимый эксперт, который никак не влияет на принятое решение и не отдает предпочтение ни одному из контрагентов. Его поддержка позволяет лицам быстро договориться, достигая взаимовыгодных результатов.

Динара Абдуллаева

Руководитель юридического департамента
Бесплатная консультация