Разработка бизнес-плана предприятия для привлечения финансирования

Разработка готового бизнес плана
от 1 дня
от 7 000 руб.
гарантия 6 месяцев

Под бизнес-планом понимается комплексный документ, который содержит стратегию развития компании в целом или по отдельному направлению, а также условия для ее практической реализации. Разработка документа позволяет получить объективное представление о перспективах бизнеса, имеющихся ресурсах и эффективности их использования. Грамотно составленный бизнес-план – это не только один из самых простых способов привлечения стороннего финансирования, но и действенный метод управления предприятием.

Что такое бизнес-план и для чего он нужен?

Бизнес-план – это детальное и всестороннее описание мероприятий, которые планируется выполнить в течение определенного временного периода. По сути, он является пошаговой инструкцией и содержит исчерпывающую информацию об организационной, финансовой, производственной и маркетинговой составляющей намеченных действий.

Составление бизнес-плана требует:

  • детального изучения текущего состояния компании;
  • формулировки стоящих перед предприятием целей;
  • описания способов их достижения и необходимых для этого ресурсов.
Бизнес-план для привлечения финансирования

Готовый бизнес-план используется для решения нескольких задач:

  • привлечение инвестиций. Речь идет о самых разных формах финансирования, начиная с грантов, субсидий и других видов государственной поддержки, а заканчивая получением кредита в банке;
  • разработка стратегии развития предприятия – в целом или по какому-то конкретному направлению деятельности;
  • создание собственного бизнеса;
  • повышение эффективности работы организации;
  • подготовка сделки по продаже предприятия. В этом случае оформление документа способствует повышению интереса со стороны потенциальных покупателей.

Разделы и главные составляющие бизнес-плана

Перечень разделов определяется в зависимости от целей разработки бизнес-плана и специфики конкретного бизнеса. Типовой документ предусматривает наличие нескольких обязательных составляющих:

  • Введение (или резюме). Представляет собой краткое описание сути и основных результатов реализации бизнес-плана.
  • Идея проекта. Включает описание товара, услуги или работы, которую планируется запустить на рынок.
  • Анализ ситуации на рынке. Исследуется конкретный сегмент, непосредственно связанный с реализацией бизнес-плана. Особое внимание уделяется конкурентам – как в разрезе представленных продуктов, так и предприятий-производителей.
  • Маркетинговый план. Раздел содержит описание стратегии продвижения товара на рынок, запланированные рекламные мероприятия и акции.
  • Производственный план. Включает перечень имеющихся и необходимых ресурсов, используемых технологий, поставщиков исходного сырья, материалов и комплектующих.
  • Организационный план. Представляет собой описание взаимодействия отдельных структур компании в процессе реализации намеченных мероприятий. При необходимости отдельно упоминаются действия, связанные с регистрацией бизнеса.
  • Финансовый или бюджетный план. Содержит детальные расчеты экономической составляющей проекта.

Количество и перечень показателей финансово-хозяйственной деятельности определяется индивидуально и зависит от целей разработки бизнес-плана. Например, при получении кредита или привлечении инвестора особое внимание уделяется прибыльности и сроку окупаемости. Если же речь идет о государственной поддержке, в первую очередь показывается социальная составляющая бизнеса – количество занятых, величина налогов и т.д.

Этапы составления бизнес-плана

С некоторой долей условности работы по составлению бизнес-плана делятся на несколько этапов. Первая стадия – подготовительная. Формулируются цели разработки документа, производится сбор исходной информации, определяются исполнители по каждому направлению.

Второй этап представляет собой непосредственную разработку бизнес-плана. При этом происходит реализация намеченных мероприятий.

Следующая стадия – третья – предполагает сведение отдельных разделов в единый документ. Ключевое требование – согласованность всех включенных в бизнес-план показателей. После этого осуществляется утверждение документа руководством или заказчиком.

Завершающий этап представляет собой реализацию бизнес-плана на практике. После выполнения полного комплекса мероприятий производится сравнение запланированных и фактических показателей.

Цели и этапы составления бизнес-плана

Способы разработки бизнес-плана

Применяются два основных подхода к решению задачи по составлению бизнес-плана. Первый предусматривает разработку документа собственными силами компании. Главный плюс такого способа – экономия средств на приглашении профессионалов. Недостатки не менее очевидны: основной из них – отсутствие опыта подобной работы и нехватка специальных знаний.

Второй подход к решению проблемы – обращение к специалистам. В этом случае придется нести дополнительные расходы, но они компенсируются качеством составленного документа и сжатыми сроками разработки бизнес-плана.

Наталия Браиловская

Руководитель департамента инвестиционного проектирования
Бесплатная консультация