от 1 дня
от 7 000 руб.
гарантия 6 месяцев
Под бизнес-планом понимается комплексный документ, который содержит стратегию развития компании в целом или по отдельному направлению, а также условия для ее практической реализации. Разработка документа позволяет получить объективное представление о перспективах бизнеса, имеющихся ресурсах и эффективности их использования. Грамотно составленный бизнес-план – это не только один из самых простых способов привлечения стороннего финансирования, но и действенный метод управления предприятием.
Что такое бизнес-план и для чего он нужен?
Бизнес-план – это детальное и всестороннее описание мероприятий, которые планируется выполнить в течение определенного временного периода. По сути, он является пошаговой инструкцией и содержит исчерпывающую информацию об организационной, финансовой, производственной и маркетинговой составляющей намеченных действий.
Составление бизнес-плана требует:
- детального изучения текущего состояния компании;
- формулировки стоящих перед предприятием целей;
- описания способов их достижения и необходимых для этого ресурсов.
Готовый бизнес-план используется для решения нескольких задач:
- привлечение инвестиций. Речь идет о самых разных формах финансирования, начиная с грантов, субсидий и других видов государственной поддержки, а заканчивая получением кредита в банке;
- разработка стратегии развития предприятия – в целом или по какому-то конкретному направлению деятельности;
- создание собственного бизнеса;
- повышение эффективности работы организации;
- подготовка сделки по продаже предприятия. В этом случае оформление документа способствует повышению интереса со стороны потенциальных покупателей.
Разделы и главные составляющие бизнес-плана
Перечень разделов определяется в зависимости от целей разработки бизнес-плана и специфики конкретного бизнеса. Типовой документ предусматривает наличие нескольких обязательных составляющих:
- Введение (или резюме). Представляет собой краткое описание сути и основных результатов реализации бизнес-плана.
- Идея проекта. Включает описание товара, услуги или работы, которую планируется запустить на рынок.
- Анализ ситуации на рынке. Исследуется конкретный сегмент, непосредственно связанный с реализацией бизнес-плана. Особое внимание уделяется конкурентам – как в разрезе представленных продуктов, так и предприятий-производителей.
- Маркетинговый план. Раздел содержит описание стратегии продвижения товара на рынок, запланированные рекламные мероприятия и акции.
- Производственный план. Включает перечень имеющихся и необходимых ресурсов, используемых технологий, поставщиков исходного сырья, материалов и комплектующих.
- Организационный план. Представляет собой описание взаимодействия отдельных структур компании в процессе реализации намеченных мероприятий. При необходимости отдельно упоминаются действия, связанные с регистрацией бизнеса.
- Финансовый или бюджетный план. Содержит детальные расчеты экономической составляющей проекта.
Количество и перечень показателей финансово-хозяйственной деятельности определяется индивидуально и зависит от целей разработки бизнес-плана. Например, при получении кредита или привлечении инвестора особое внимание уделяется прибыльности и сроку окупаемости. Если же речь идет о государственной поддержке, в первую очередь показывается социальная составляющая бизнеса – количество занятых, величина налогов и т.д.
Этапы составления бизнес-плана
С некоторой долей условности работы по составлению бизнес-плана делятся на несколько этапов. Первая стадия – подготовительная. Формулируются цели разработки документа, производится сбор исходной информации, определяются исполнители по каждому направлению.
Второй этап представляет собой непосредственную разработку бизнес-плана. При этом происходит реализация намеченных мероприятий.
Следующая стадия – третья – предполагает сведение отдельных разделов в единый документ. Ключевое требование – согласованность всех включенных в бизнес-план показателей. После этого осуществляется утверждение документа руководством или заказчиком.
Завершающий этап представляет собой реализацию бизнес-плана на практике. После выполнения полного комплекса мероприятий производится сравнение запланированных и фактических показателей.
Способы разработки бизнес-плана
Применяются два основных подхода к решению задачи по составлению бизнес-плана. Первый предусматривает разработку документа собственными силами компании. Главный плюс такого способа – экономия средств на приглашении профессионалов. Недостатки не менее очевидны: основной из них – отсутствие опыта подобной работы и нехватка специальных знаний.
Второй подход к решению проблемы – обращение к специалистам. В этом случае придется нести дополнительные расходы, но они компенсируются качеством составленного документа и сжатыми сроками разработки бизнес-плана.