от 1 дня
от 7 000 руб.
гарантия 6 месяцев
В масштабных инвестиционных проектах государственного значения участвует большое количество частных компаний. Инициатор должен иметь под рукой актуальную информацию и быть уверенным в соблюдении договорных условий. Партнеры по ГЧП должны строго выполнять условия соглашения, работать строго в рамках своих компетенций, контролировать сроки и результат. Держать руку на пульсе одной и другой стороне, а также следить за соблюдением закона, призвана услуга по сопровождению государственно-частного партнерства.
Что такое государственно-частное партнерство (ГЧП)?
Государственно-частным партнерством называют форму сотрудничества между госструктурами (федеральными, региональными, муниципальными властями) и частным бизнесом.
Первые выступают в роли инициаторов проекта и курируют его выполнение, наделив партнера соответствующими полномочиями. Второй берет на функции финансирования и реализации в той мере, в которой они согласованным контрактом. Частный партнер выбирается по итогам конкурса.
Взаимоотношения между ними оформляются концессионными или соглашениями о ГЧП, договорами лизинга, аренды, госконтрактами, а также посредством создания совместных государственно-частных предприятий.
Виды и задачи ГЧП
Степень вовлеченности частного инвестора зависит от специфики проекта и бюджета заказчика. В РФ ГЧП реализуется в двух формах:
- Институциональная. Госструктуры и частный бизнес выступают соинвесторами. Доли их участия и роли устанавливаются соглашением. Эта форма используется для создания образовательных, научно-исследовательских учреждений, социально значимых объектов.
- Контрактная. Подразумевает заключение контракта на строительство, эксплуатацию объектов федерального и регионального значения, оказание услуг от имени государства и при его поддержке. Именно в этой форме осуществляется сотрудничество по строительству дорог, вокзалов, транспортных развязок, инженерных сооружений, реконструкции объектов культурного наследия, организации и запуску производств.
Государство не располагает необходимым набором инструментов для решения практических задач – нужен исполнитель, который является специалистом в своей области и может взять на себя ответственность и риски реализации проекта.
К задачам ГЧП относятся следующие:
- Создание и поддержание конкурентоспособного рынка.
- Ликвидация административных препятствий, возможных в ходе реализации проекта.
- Качественная проработка условий, задач, проведение серьезной аналитической и технической подготовки.
- Высокий уровень регулирования, детальная проработка условий и прогнозируемого результата.
На результат такого сотрудничества между государством и бизнесом влияет качество подготовки проекта. На момент проведения конкурса по выбору партнера должна быть готова вся техническая документация, условия, назначение, особенности, четко сформулирован конечный результат.
Развитие государственно-частного партнерства
В РФ на федеральном уровне понятие ГЧП и МЧП (муниципально-частное партнерство) закреплено только в 2016 г. вступившим в силу ФЗ-224 «О ГЧП и МЧП» от 13.07.2015г. Несмотря на отсутствие проработанной законодательной базы, партнерство между властями и бизнесом активно развивалось с 2000-х. По состоянию на начало 2013-го в РФ уже было реализовано более 300 совместных проектов с госучастием.
Помимо абсолютно свежего и до конца не отработанного механизма нормативного регулирования между участниками возникают и другие трудности. Для масштабных дорогостоящих проектов бизнес привлекает заемные средства. Но, российские банки неохотно заключают договора на срок свыше 10 лет. В 2007 году специально для финансирования ГЧП был создан Банк развития, а в 2013-м учрежден Центр развития ГЧП и журнал «ГЧП в России».
Принципы проекта государственно-частного партнерства
Взаимодействие госструктур и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства основано на следующих принципах:
- Структурирование проекта и четкая формулировка его условий;
- Оценка всех возможных рисков;
- Строгое соблюдение частным инвестором сроков и других условий;
- Высокий квалификационный уровень частных специалистов;
- Равноправное разделение непредусмотренных проектом рисков;
- Возложение на инвестора коммерческих рисков;
- Невмешательство в его деятельность;
- Разнообразие доступных форм ГЧП;
- Профессионализм и компетентность при оказании госуслуг частной компанией.
Сопровождение ГЧП
Каждый этап проекта: его инициация, подготовка к конкурсу, его проведение, заключение соглашения, реализация требует грамотного оформления, правового, технического, бухгалтерского сопровождения.
Профессиональное сопровождение ГЧП подразумевает следующие услуги:
Для инвестора
- Выбор привлекательного и наименее рискового проекта;
- Экономико-математическое моделирование и анализ целесообразности участия;
- Стратегическое планирование с оценкой возможностей и необходимости привлечения дополнительных ресурсов;
- Поиск дополнительных источников финансирования;
- Определение стратегий выхода;
- Правовое сопровождение и экономический анализ каждой стадии проекта;
- Сопровождение переговоров.
Для инициатора
- Разработка концепции ГЧП с детализацией организационно-правовой структуры и рисков;
- Подготовка проектов соглашений с партнерами;
- Проработка конкурсной документации;
- Правовое сопровождение конкурса с оценкой предложений и заявок;
- Консультации и прямое участие в переговорах с участниками;
- Разработка соглашений и их подписание с партнерами;
- Надзор за ходом реализации проекта.
В рамках надзора за проектами ГЧП осуществляется комплексное управление. Представители инициатора и партнера входят в состав правления. Для их успешной работы необходимо наладить эффективное взаимодействие со всеми участниками и рабочими группами. Эта функция также входит в состав услуги сопровождения ГЧП.