от 3 дней
от 10 000 руб.
гарантия 6 месяцев
«Кради как художник» - девиз для тех, кто создает товары и услуги для людей, а не ради выручки. Основа такого подхода - мониторинг конкурентов. Возьмите лучшее от них и адаптируйте под себя. Узнайте, в чем их недостатки, и исправьте их в своем бизнесе. Рассмотрим подробнее, как проводить анализ и что он собой представляет.
Цели, параметры и направления мониторинга конкурентов
Невозможно выстроить маркетинговую стратегию без анализа рынка. Чтобы подчеркнуть достоинства продукта, стоит узнать слабые места аналогичных ему товаров и услуг. Цели анализа конкурентов следующие:
- Выявить свободные или имеющие низкую конкуренцию рыночные ниши;
- Оценить ситуацию на рынке;
- Разработать новые товары и услуги на основе анализа спроса;
- Улучшить продукт;
- Скорректировать ценообразование и ассортимент.
Для удобства исследования запишите каждый параметр отдельной строкой, конкурентов – в столбцы. Помимо стоимости есть и неценовые факторы конкуренции. К ним относятся качество продукта, обслуживание клиентов, уровень сервиса, ассортимент товаров. Рассмотрите также методы продвижения и маркетинговые стратегии, технику продаж.
Анализ начинается с поиска возможных и фактических конкурентов. Среди них есть прямые, косвенные и локальные. Далее выявляются методы конкуренции: ценовые и неценовые. К последним относятся рекламная политика, продвижение бренда, улучшение имиджа, проведение мероприятий. Существует несколько основных направлений. Если вы решаете конкретную задачу, достаточно действовать в 1-2 из них:
- Оценка продукции: преимущества и недостатки товара или услуги;
- Прогнозирование возможных сценариев действия фирм на рынке;
- Определение способов взаимодействия с аудиторией;
- Анализ коммерческой деятельности на основе документации;
- Изучить инновации для выбранной отрасли.
Методы конкурентного анализа
Метод 4P
Суть концепции лежит в ее названии. По этой методике исследуются продукт (product), цена (price), территория сбыта (place) и методы продвижения (promotion). Фундаментальные показатели рассматриваются как в собственном бизнесе, так и в остальных, занявших аналогичную нишу. Рассматриваются не только 2-3 основных конкурента, но и прочие, кажущиеся слабыми.
SWOT-анализ
Как и 4P, метод SWOT базируется на четырех аспектах. К ним относятся:
- «Strengths» – сильные стороны;
- «Weaknesses» – слабые стороны;
- «Opportunities» – возможности. К ним относятся факторы внешней среды, которые создают преимущества фирмы на рынке;
- «Threats» – угрозы. Факторы, которые потенциально ухудшат положение фирмы на рынке.
В процессе исследования можно прибегнуть к методу Портера, SPACE- и PEST-анализу. Если комбинировать несколько подходов, описание конкурентов выйдет широким и всеобъемлющим.
Анализ сайта конкурента
Режим самоизоляции закончился, но перенос бизнесов в оффлайн остался. Теперь лендинг – это фасад здания, в котором расположен офис, а сайт компании – его рабочая среда.
Когда человек задумывается о покупке, он ищет отзывы и фотографии продукта. Товары должны быть сняты крупным планом. Сочетание предметной съемки и демонстрация использования вещи дает широкое представление о ней. Отзывы на услуги должны быть реальными, со снимками клиентов. Если сфера деятельности предполагает сбор портфолио и демонстрацию кейсов, они также должны быть представлены.
Отдельное место занимают SEO-показатели: посещаемость сайта пользователями и его позиция среди результатов поиска. SEO-аудит должны проводить профессионалы. Можно справиться и своими силами, обратившись к сервисам по типу SimilarWeb.
Оцените, используются ли на странице виджеты для связи и онлайн-консультант, легко ли найти контакты. Должен быть указан не только номер телефона, но и e-mail, страницы в соцсетях. Отдельный плюс – возможность написать в мессенджеры: Viber, WhatsApp или Telegram.
Конкуренты в социальной сети
Instagram заполнен бизнес-аккаунтами. Если у конкурента нет страницы в этой социальной сети – это его первое упущение. Критерии оценивания профилей одинаковые, независимо от площадки.
Первый параметр – оформление шапки профиля. Она первой бросается в глаза. В названии группы или имени в Instagram должны быть ключевые слова: наименование товара или услуги, город. Аватарка, как лицо фирмы, должна быть яркой и запоминающейся. Описание – лаконичным и грамотным.
Далее оценивается контент. Он должен быть уникальным и качественным. Оцените, хочется ли прочитать тексты в аккаунте до конца, на каком уровне сняты фото и видео, есть ли «фишки» и особенные рубрики. Отдельный пункт – использование вовлекающих механик: конкурсов, интерактивов, игр.
Наконец, изучите стратегию продвижения. Отметьте, как часто вы видите рекламу конкурента в ленте или на сайтах. Определите, создан ли у него бренд и насколько он узнаваем.
Дополнительные параметры: сотрудничество с лидерами мнений и упоминание известными личностями продукта.
Услуги по анализу конкурентов
Заказать анализ конкурентов можно в ГК “СЭНК”. Наши специалисты проведут полное маркетинговое исследование, которое включает в себя:
- Выявление основных участников рынка;
- Определение их доли на рынке;
- Анализ сайтов конкурентов и ключевых слов;
- Определение позиционирования;
- Сравнение цен и ценообразования;
- Взаимодействие с конкурентами в качестве тайного покупателя;
- Оценку стратегии продвижения;
- Составление конкурентной карты.
По отдельности эти услуги не дадут полного представления о сильных и слабых сторонах чужого бизнеса. Не стоит экономить на работе специалистов, потому что информация, которую вы получите – ключ к успеху.